Go to content Go to navigation Go to search

Крейсер Дзержинский (проект 70)

В начале 50-х гг. на вооружении находился первый отечественный ЗРК С-25. В силу своих конструктивных особенностей и значительных массогабаритных характеристик, этот комплекс не мог быть размещен на корабле. В качестве другого варианта мог рассматриваться комплекс «Двина», создаваемый на основании Постановления СМ СССР от 1953 г. «О создании передвижной системы зенитного управляемого реактивного оружия для борьбы с авиацией противника». Разработку станции наведения ракет и комплекса в целом вело КБ-1 (гл. конструктор А.А. Расплетин), зенитной управляемой ракеты — ОКБ-2 МОП (гл. конструктор П.Д. Грушин).

К февралю 1955 г. был создан полигонный вариант комплекса, а в апреле того же года — произведен первый пуск ракеты. В связи с тем, что комплекс «Двина», изначально создавался как подвижный (перевозимый), его массогабаритные характеристики были признаны приемлемыми для размещения на кораблях класса крейсер, а ТТХ — достаточными для решения задач ПВО кораблей. Таким образом, комплекс «Двина» был принят за основу для создания первого корабельного ЗРК, получившего обозначение М-2.

В соответствии с Постановлением СМ СССР от 13.08.1955 г. номер 1502-840 «О защите кораблей ВМФ от авиации» в нашей стране начались работы по внедрению ЗУРО (термин того времени) на корабли ВМФ. В работах по созданию ЗУРО для флота было поручено принять участие проектно-конструкторским организациям различных ведомств. Разработку составных частей комплекса М-2 вели: НИИ-49 МСП (система управления ЗУРО Корвет, гл. конструктор С.Т. Зайцев); МНИИ-1 МСП (экспериментальная морская система Севан); ЦКБ-34 МОП (спаренная стабилизированная ПУ СМ-64 с системой подачи и заряжания, гл. конструктор Е.Г. Рудяк); ОКБ-2 МОП (ЗУР В-753 с бортовой аппаратурой, гл. конструктор П.Д. Грушин); ЦНИИ-173 МОП (приводы стабилизации антенного поста). Задача размещения комплекса на корабле возлагалась на ЦКБ-16. Приказом МСП от 30.08.1955 ЦКБ-16 поручалась разработка двух проектов вооружения легких крейсеров проекта 68 бис зенитным ракетным оружием: проект 70Э экспериментального корабля для отработки и испытаний зенитно-ракетного комплекса и проект 70 корабля ПВО, по которому предполагалось серийное перевооружение крейсеров проекта 68 бис. Главным конструктором этих проектов был назначен К.И. Трошков, его заместителем — В.Н. Семидетнов.

Проект 70Э. К концу 1955 г. бюро, на основании выполненной предэскизной проработки, определило оптимальный вариант: размещение ПУ ЗРК М-2 на месте снимаемой кормовой башни главного калибра (номер 3) с одновременной перекомпоновкой снарядного погреба этой башни под хранилище ракет. Изменения по кораблю были подтверждены необходимыми расчетами остойчивости и непотопляемости. В феврале 1956 г. Главком ВМФ утвердил ТТЗ на проект 70Э. Для переоборудования по проекту 70Э был выделен КРЛ Дзержинский (зав. номер С-374) проекта 68 бис, сданный ВМФ в 1952 г. и входивший в состав ЧФ. В связи с тем, что технический проект было разрешено разрабатывать минуя стадию эскизного проектирования, уже в июне 1956 г. он был закончен (подписан главным конструктором и руководством ЦКБ-16 30.06.1956 г., а не представлен на рассмотрение, как указано в некоторых источниках), а в августе того же года ВМФ и МСП утвердили его совместным решением. В сентябре 1956 г. бюро приступило к разработке демонтажных ведомостей и рабочих чертежей на установку нового вооружения. Однако выпуск рабочей конструкторской документации был завершен только в марте следующего, 1957 года, в связи с задержкой исходных данных разработчиками комплекса ракетного оружия и системы управления (ЦКБ-34, НИИ-49, МНИИ-1). Переоборудование крейсера Дзержинский проводилось заводом номер 497 МСП (позднее «Севморзавод» им. С. Орджоникидзе) в Севастополе. Работы были начаты в июне 1957 г., сразу после получения от ЦКБ-16 полного комплекта документации. Для оказания технической помощи заводу на месте бюро организовало специальную конструкторскую группу. В период с 15.10.1957 г. по 24.12.1958 г. заводом были выполнены все работы по переоборудованию корабля.
В ходе выполнения работ с корабля были демонтированы башня номер 3 МК-5 бис главного калибра, кормовой КДП2-8, восемь зенитных автоматов В-11 на кормовой надстройке, торпедное вооружение (2 пятитрубных 533-мм аппарата ПТА-53-68 бис, погреб на 6 торпед, система ПУТС 2Т-68 бис Сталинград) и часть РЛС. На крейсере установили: ПУ СМ-64 в диаметральной плоскости на 150,95 шп.; погреб ЗУР (на 10 ракет) в районе 150,9-153,7 шп. В погребе было размещено оборудование системы подачи и заряжания ракет. Машинное отделение погреба, размещенное в его нижней части, отделялось «непроницаемым настилом»; один комплект системы управления и наведения Корвет-Севан (в материалах техпроекта корабля именовалась системой «типа С-75»). Ее стабилизированный антенный пост был смонтирован на кормовой надстройке на 125,4 шп. в ДП. Посты управления были размещены в кормовой надстройке (в районе 130,5-143,5 шп.), на 1 платформе (в районе 150,9-157 шп.) и на 1 площадке в районе 135-143 шп.; РЛС обнаружения воздушных целей Кактус (АП на грот-мачте); 2 комплекта аппаратуры госопознования Факел-М; РЛС Разлив (была установлена позднее). Испытания. В октябре 1958 г. были проведены швартовные, в ноябре — ходовые испытания корабля. В течение декабря проводились ЛКИ комплекса. Государственные испытания экспериментального образца комплекса зенитного управляемого реактивного оружия М-2 с системой Корвет-Севан на КРЛ Дзержинский были проведены с 24.09.1958 г. по 15.08.1959 г. на Черном море в районе г. Севастополь. Председателем Государственной комиссии был назначен командующий Черноморским флотом вице-адмирал В.А. Касатонов.

Во время испытаний были проведены пуски: 8 ракет в бросковом варианте; 7 телеметрических ракет по имитированным неподвижным и подвижным целям, летящим на высотах 3, 10 и 20 км со скоростью 420 м/с; 1 телеметрической ракеты по парашютной мишени МП-1; 4 боевых ракет (2 ракеты — по самолету-мишени Ил-28, одна — по уголковому отражателю и одна — по имитированной цели). При стрельбе залпом двумя боевыми ракетами по самолету-мишени Ил-28, летящему на высоте 10 км со скоростью 220 м/с (790 км/час), цель была сбита первой ракетой. Вторая ракета также попала в пораженную цель. Отклонения от цели составили: первой ракеты — 21 м на дальности 15,5 км, второй ракеты — 35,5 м на дальности 14,5 км. Во время пусков система Корвет-Севан работала без сбоев и отказов. Вывод ракет на траекторию обеспечивался на дальностях не более 10 км от точки старта и не позднее 22 с полета. Максимальное отклонение ракет от цели при стрельбе с применением методов «трех точек» и «половинного спрямления» составило 35,5 м, минимальное — 14 м при автоматическом сопровождении цели.

При испытаниях системы Корвет-Севан были получены следующие результаты:
1. максимальная дальность обнаружения самолета типа Ил-28 составила: — на высоте 10 000 м — до 70 км; — на высоте 5 000 м — до 50 км; — на высоте 3 000 м — до 30 км.
2. дальность начала автоматического сопровождения цели типа Ил-28 — 55 км.
3. дальность надежного прохождения команд управления — 40 км.
4. среднеквадратическая ошибка сопровождения в режиме АС не превысила 0,5 т.д.

По итогам своей работы Государственная комиссия сделала следующее заключение: Комплекс зенитного управляемого реактивного оружия М-2, состоящий из системы Корвет-Севан, зенитных ракет В-753 и стартовой установки с устройством подачи и заряжания СМ-64, является эффективным средством ПВО и может быть рекомендован для вооружения кораблей ВМФ как боевое оружие, обладающее высокой точностью поражения воздушных целей. В то же время комиссия указала на необходимость выполнения дополнительных работ по кораблю. В частности, требовалось обеспечить защиту открытых боевых постов крейсера от газовой струи стартующих ракет, разработать и установить в погребе ЗУР автоматическую систему пожаротушения, создать и смонтировать на корабле систему скоростной дозаправки ракет топливом в процессе подачи их из хранилища на ПУ.
Последняя задача имела свою предысторию. Еще на стадии разработки технического проекта 70Э в связи с отказом разработчика пусковой установки (ЦКБ-34) сконструировать систему заправки ракет топливом, ЦКБ-16 считало, что конструкция ракет должна была обеспечить хранение последних на корабле в полностью снаряженном состоянии. Однако главный наблюдающий от ВМФ капитан 1 ранга П.Н. Савенко подписал материалы проекта с замечанием, которым требовалось обеспечить размещение ракет с раздельным хранением горючего ТГ-02. Заправка ракет горючим и слив его (в случае неиспользования ракеты) должны были производиться специальной системой в погребе корабля. В конце концов специалисты отдела систем ЦКБ-16 под руководством И.В. Маслова успешно решили и эту задачу. Дальнейшие работы по проекту 70Э были с 01.08.1959 г. переданы в ЦКБ-17, куда приказом ГКС, который был создан на базе МСП в декабре 1957 г., был переведен и главный конструктор проекта — К.И. Трошков. Крейсер Дзержинский продолжил службу в составе ВМФ СССР до 1989 г.

Проект 70. Работы по проекту 70 были развернуты параллельно с проектом 70Э еще в 1955 г. В декабре 1955 г. ЦКБ-16 закончило выпуск чертежей общего расположения, выполнило общекорабельные расчеты. Однако дальнейшие работы сдерживались отсутствием ТТЗ заказчика, которое поступило только к марту следующего, 1956 г. В мае 1956 г. были закончены проектные проработки корабля в четырех вариантах, различавшихся составом вооружения. Совместным решением ВМФ и МСП для дальнейшей разработки был принят вариант, предусматривавший замену всех четырех башен главного калибра (МК-5 бис) пусковыми установками ЗРК М-2, переоборудование артиллерийских погребов главного калибра в хранилища ЗУР, а также замена универсальных артиллерийских установок СМ-5-1с новыми. В сентябре 1956 г., по решению МСП и ВМФ, минуя стадию эскизного проекта, ЦКБ-16 приступило к разработке технического проекта 70, который был представлен на рассмотрение в марте 1957 г.

Согласно техническому проекту основное вооружение крейсера пр. 70 включало: два ЗРК М-2 с четырьмя ПУ СМ-64 и общим боекомплектом — 44 ЗУР; шесть 100-мм автоматических спаренных АУ СМ-52 с системой ПУС Парус Б-70; шесть 57-мм счетверенных АУ ЗИФ-75 с тремя системами ПУС Фут Б-70. На корабле предусматривалась установка новых средств радиолокации и радиосвязи, а также размещение в ангаре двух противолодочных вертолетов типа Ка-15. В процессе рассмотрения проект 70 был закрыт. ВМФ пришел к заключению о нецелесообразности создания крейсеров ПВО в чистом виде, имеющих в качестве главного вооружения только ЗРК. В связи с отказом от ракетного комплекса КСС в пользу П-6 и учитывая возможные сроки вступления в состав ВМФ крейсеров со смешанным ракетным вооружением (ударным и зенитным) было принято решение о частичном перевооружении нескольких крейсеров пр. 68 бис двумя ЗРК М-2 в период 1959-1960 гг. Этот проект получил номер 71.


Крейсеры © 2011-2015 Связаться с нами вы можете по Skype: steellf.
Обращаем Ваше внимание, что все представленные материалы принадлежат администрации сайта. Копирование запрещено.