Go to content Go to navigation Go to search

Первенец русского военного кораблестроения

pervenec_russkogo_voennogo_korablestroeniyaРусское военное кораблестроение зародилось в 1668 г., чему способствовала постройка первого военного корабля на р. Ока в с. Дединово. Водоизмещение судна исчислялось в 250 т., его длина достигала 24.5 м, ширина – 6.5 м, а осадка – 1.5 м. В качестве вооружения на корабле было размещено 22 пищали, а экипаж состоял из 58 человек, из которых было 35 стрелков, 22 матроса и капитан.

Короткая служба

Служба и все действия экипажа на то время определялась так называемыми 34 статьями артикульными, что, по сути, являлось прообразом первого морского устава всего русского флота. Через год после строительства корабль переводят в Астрахань с целью охранять торговые суда на Каспийском море. Однако в 1670 г. судно захватывают восставшие крестьяне и казаки, которыми командовал С.Т. Разин. После этого события несколько лет корабль простоял в протоке Волги, так как его прямое назначение не было востребовано.

По царскому указу

Двухпалубному кораблю дали гордое имя «Орел» в честь государственного герба. Над строительством царем Алексеем Михайловичем был поставлен боярин Ордин-Нащокин, который на те времена нес службу, как человек «который ведал корабельными делами». Помогал ему в этом голландский судостроитель и полковник К. Ван-Буковен. Именно он спроектировал судно, которое было построено двумя знаменитыми корабельными мастерами Я. Полуектовым и С. Петровым. Стоит отметить, что во время строительства военного корабля было задействовано почти все население царского села.

Торжественный спуск

Спуск «Орла» запланирован как великое торжество. На нем присутствовали не только создатели судна, но и представители духовенства. В частности прибыл настоятель коломенского храма Иоанна Предтечи. Когда он поднялся на судно, с ним был и местный священник с дьяконом, и Ван-Буковен. Как только духовенство вступило на борт, был отдан приказ поднять на флагштоки и мачты корабля огромные флаги и ленты.

После этого прошел молебен, флаги окропили святой водой и все гости покинули «Орел». Остались на борту только несколько человек под командованием голландского капитана Бутлера. Ему было поручено поставить «Орла» на якорь, как только судно спустят на воду. Корабль сходил под удары всех колоколов Дединово, не говоря уже о заглушительных залпах салюта.

Невыполненная задача

После того, как «Орел» был захвачен войском Разина, его спрятали в протоку Кутум, чтобы в последствие военное судно не было направленно против захватчиков. Там корабль простоял многие годы никем не тронутый пока не заветшал. Однако историки утверждают в один голос, что даже невыполненная задача военного судна и такая печальная судьба не умоляют его роли для всего военного флота России, особенно если говорить о его начале.


Крейсеры © 2011-2015 Связаться с нами вы можете по Skype: steellf.
Обращаем Ваше внимание, что все представленные материалы принадлежат администрации сайта. Копирование запрещено.